Информация с точки зрения И.И. Юзвишина

С точки зрения И. И. Юзвишина, информация — это генерализационно-фундаментальная субстанция единого кодово-сотового пространства Вселенной, включающего воздух, воду, землю, солнечные и другие светоносные лучи, поля, их следы и весь спектр космических излучений, материализованных и дематериализованных сред, и выражающаяся через массу, скорость, энергию и другие формы, проявляющиеся в процессе материализации и дематериализации.

Иными словами, информация — первооснова мира. То что мы ощущаем, видим и слышим — все это конкретные формы, информационно-кодовые структуры и виды материализованной и дематериализованной информации, а наша жизнь — ее феномен.

Эти рассуждения приводят И. И. Юзвишина к весьма важному философскому заключению: раз окружающий мир и вся Вселенная изначально информационны, а информация лежит в основе всего мироздания, то не бытие определяет сознание, а информация (сознание) определяет бытие.

Интересно
Первична — информация, вторична — материя. Допустить возможность бытия материи вне информации — все равно что увеличить массу электрона без увеличения его скорости. Пространство и время — формы существования информации, а энергия, сила, движение и масса — различные виды (способы) проявления ее качественных и количественных свойств в реально существующих или искусственно создаваемых процессах и явлениях.

Оригинальный (хотя и не новый) подход к разрешению основного вопроса философии. «Низвергнув» философскую категорию материи и заменив ее на информацию, И. И. Юзвишин автоматически переносит формы существования первой на вторую. К сожалению, он не указывает, что понимает под категориями «материя» и «сознание». А это весьма важно. В философии до сих пор достаточно широко используется свойство, атрибут материи — отражение.

В соответствии с этими представлениями информация есть результат отражения особенностей одного объекта в особенностях другого, или есть результат выделения, даже, точнее, проявление структуры какой-то системы в ином материальном объекте.

Таким образом, собственно информация является не какой-то материальностью, но особенностями какой-то материальности, соответствующими структуре отражаемого объекта.

Мысль весьма интересная, но, на наш взгляд, не доведенная до своего логического завершения. Ведь несмотря на то, что собственно информация и не является материальностью, она имеет определенное содержание, определенную структуру, которая материализована в том или ином ее носителе. В итоге информация предстает как некоторый слепок, в каком-то отношении соответствующий реальной качественной дифференцированности материального объекта, его относительной инвариантности, некоторый момент его (объекта) истины, содержащийся в иных материальных объектах.

Отсюда следует, что собственно информация есть явление статическое, ей не присущ такой атрибут материи, как движение, то есть информация не имеет самодвижения. Это, конечно, не означает, что она не изменяется или не перемещается в пространстве и во времени, но это совершенно определенно означает, что она не имеет собственных начал движения, и ее движение детерминировано, предопределено особенностями самодвижения ее источников и носителей. Значит, понятие информации следует соотносить непосредственно не с такими категориями, как материя, энергия, а с категорией взаимодействия.

На наш взгляд, связывать информацию только с отражением, по-видимому, не совсем верно. Это относимо к первичной информации и к пассивным отражающим системам. Но ведь существуют и активные отражающие системы, способные из первичной информации генерировать новую информацию, которая хотя и не имеет свои первоисточники, свои исходные моменты, уже не является по существу отражением, поскольку соответствующих ей объектов в природе может и не существовать, да и собственно отражения как такового здесь уже нет. Поэтому мы считаем, что информацию следует связывать и с отражением (первичные информационные структуры), и с генерацией (вторичные информационные структуры).

Эти соображения позволяют выделить (конечно, в познавательном плане) два достаточно специфических, весьма отличных вида движения информации: коммуникативное и содержательное.

Первое — это пространственно-временное движение информации без изменения ее содержания, то есть без нарушения ее структуры. Второе же есть внутреннее изменение информации, есть изменение ее содержания, ее переструктуризация (либо изменение в ее элементном составе, либо изменение их соотносимости, переполяризация отношений между образующими структуру элементами, либо, наконец, и то и другое вместе).

В этом случае выходит, что пространственно-временное движение необходимо соотносить с отражением, а содержательное — со структурным ее преобразованием и генерированием.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)