Выбор методов статистического анализа

Эмпирическая социология располагает достаточно широким набором статистических процедур, позволяющих сырые данные, содержащиеся в отдельных анкетах, преобразовать таким образом, чтобы можно было установить определенные факты массового сознания и проанализировать связи между установленными фактами.

Выбор конкретных методов статистического анализа обычно определяется двумя основными предпосылками:

  • характером данных (форма материала, обусловленная сформированными при подготовке анкеты шкалами);
  • предполагаемой формой конечного «продукта» работы (отчета, научной статьи, публикациии в средствах массовой информации и т.д.).

Другими словами, выбирая конкретный способ статистического анализа, исследователь должен быть уверен, что данный его вид является наиболее подходящим не только для этого типа данных, но и для конечного продукта исследования. Иногда исследователь использует неадекватные средства анализа не столько потому, что он недостаточно хорошо знаком с тонкостями статистических процедур, а потому, что не учитывает конечный вид оформления полученной информации — продукта исследования.

В таких случаях, применяя достаточно сложные и трудоемкие способы исчисления, автор получает довольно частные результаты, хотя и корректные с математической точки зрения (может быть, даже «красивые», с точки зрения специалиста в области математической статистики), но малоинтересные для конкретного потребителя (заказчика) социальной информации, испытывающего потребность в практическом использовании полученных результатов.

Как отмечалось выше, существуют два основных типа методов статистического анализа, предназначенных для решения двух основных типов задач:

  • представление (описание) данных;
  • измерение связей и зависимостей между данными, полученными в результате ответов на различные пункты (вопросы) анкеты.

Приступая к выбору статистических методов, социолог должен:

  • определить уровень проводимого анализа (описательный, объяснительный), руководствуясь формой конечного продукта (итогового документа по результатам исследования);
  • выбрать конкретные статистические процедуры по отношению к каждому из пунктов анкеты, руководствуясь типом шкалы, которую представляет структура веера ответов на поставленный в анкете вопрос.
Обычно не используют одни и те же статистические средства по отношению ко всем вопросам анкеты, поскольку чаще всего различные вопросы описываются различными шкалами.

Задача нашего учебника ограничивается введением читателя в круг основных понятий и категорий, без знания которых манипуляции с результатами социологических опросов значительно чаще приводят к ошибкам и искажению информации, нежели к описанию, анализу и интерпретации полученных данных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)