У озера
Игра «У озера» разработана В.Ф. Комаровым (Новосибирск, 1986 г.). Действие игры разворачивается в условной хозяйственной системе, состоящей из восьми предприятий, расположенных на берегу озера. Предприятия производят продукцию, на изготовление которой требуется много воды. Эту воду все берут из озера.
Отработанная вода – промышленные стоки – сбрасывается туда же. Для каждого предприятия в течение одного технологического цикла, равного месяцу, может быть реализовано одно из следующих решений: 1. Сброс неочищенных стоков. 2. Очистка отработанной воды. 3. Перепрофилирование предприятия. 4. Применение штрафных санкций к загрязнителям. 5.
Премирование тех, кто очищает стоки. В первом случае (решение «Сброс») предприятие получает до-вольно большой доход за данный технологический цикл в результате экономии на числе рабочих по очистке воды. Однако сбросы неочищенных стоков ухудшают озеро и, следовательно, качество забираемой воды.
Это ведет к снижению дохода на всех предприятиях, поскольку в последующем им приходится осуществлять дополнительные затраты на очистку. Во втором случае (решение «Очистка») предприятие получает меньшую прибыль за данный технологический цикл. Однако вода в озере при этом не ухудшается.
Раз в 12 месяцев в результате весеннего паводка происходит самоочистка озера, что ведет к повышению качества воды. Интенсивность самоочистки является случайной величиной. После паводка доход предприятий увеличивается, поскольку отпадает необходимость в дополнительной очистке.
В третьем случае (решение «Перепрофилирование») предприятие отказывается от потребления воды из озера, что обеспечивает ему постоянный, но очень маленький доход. В четвертом случае (решение «Штраф») руководство предприятия, вместо того чтобы заниматься производством, осуществляет поиск и наказание загрязнителей водоема в течение всего текущего месяца.
По правилам игры все предприятия, осуществившие в данном месяце сброс неочищенных стоков, найдены. Вместо большой при-были они выплачивают штраф. Но и штрафующий несет некото- 108 рые убытки, ведь он вместо своей основной работы занимался в этом месяце общественными делами.
Но предприятие-поощритель несет в этот период некоторые убытки. В игре принимают участие 8 человек. Каждый из них исполняет роль директора предприятия. Игра протекает в виде периодов, равных месячному технологическому циклу.
Всего таких пе-риодов 48. В каждом периоде игроки принимают решения – одно из пяти рассмотренных. Каждому решению соответствует определенный размер прибыли или убытков, полученных в данном месяце. Задача игрока: максимизировать суммарный за все месяцы раз-мер дохода. Решения принимаются анонимно.
Только ведущий (преподаватель) знает, кто какое решение принял в данном меся-це — он фиксирует все поступающие данные. Поэтому игроки не знают, кто конкретно осуществил сброс, то есть стал виновником ухудшения воды в озере. Игра предоставляет возможность всем участникам применять взаимовыгодные стратегии.
Для этого каждый восьмой месяц про-водится короткое совещание, на котором игроки могут заключать различные сделки и соглашения о стратегии игры в последующие месяцы. Однако по правилам игры эти соглашения носят рекомендательный характер. Любой руководитель ради личного интереса и выгоды может их нарушить.
Таким образом, мы видим, что и в этой игре, как и в предыдущих примерах, отсутствуют модели управляющей системы и объекта управления, а моделируется лишь среда, в рамках которой осуществляется взаимодействие. На основе анализа зарубежной игротехнической литературы можно сделать вывод, что игра «У озера» имеет в качестве прото-типа американскую игру «Община».
Главное в ней – сама интерактивная игровая техника для моделирования различных форм взаи-модействия людей в процессе принятия решений, которая в определенной степени является универсальной. В этой игре также всего лишь одна роль – руководителя, кото-рая многократно использована. Система взаимодействия игроков осуществляется не столько путем общения на совещании, сколько через принимаемые решения.
- Тактика поведенческой терапии
- Основной вопрос социальной философии в историческом идеализме
- Причины, затрудняющие адекватное понимание информации взрослыми
- Образец бланка для оценки интерактивного занятия
- Обратная связь по итогам интерактивного взаимодействия
- Знакомство
- Характеристики ролей в конкретных ситуациях
- Типы и виды ролевых позиций на играх
- Преподаватель-психолог
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу