ТРИЗ-технологии в педагогическом процессе
Генрих Саулович Альтшуллер (1926 – 1998 гг.) создатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Свою работу по созданию научной технологии творчества он начал в 1946 г., а в 1956 г. в журнале «Вопросы психологии» появилась первая публикация о ТРИЗ. На протяжении 1979 – 1983 гг. в журнале «Техника и наука» регулярно публиковались материалы по ТРИЗ.
В 1989 г. образована Международная Ассоциация ТРИЗ. Впервые появляется программный продукт «Изобретающая Машина», который базируется на некоторых ТРИЗ-технологиях и помогает инженерам решать их профессиональные проблемы.
За два года в СССР было продано более 1000 копий пакета компьютерных программ. В 1995 – 1997 гг. программный продукт, переведенный на английский язык, приобретают такие известные фирмы, как «Ford», «Caterpillar», «Procter & Gamble», IBM, a «Motorola» заключает специальный долгосрочный контракт на поставку 1000 копии системы для своих предприятий.
Услугами специалистов по ТРИЗ начали пользоваться разработчики государственных программ, политические деятели, бизнесмены, менеджеры. Известная южнокорейская фирма LG приглашает специалистов из бывшего СССР для создания учебных центров.Более десяти лет накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития у детей творческого мышления. Во всемирной компьютерной сети стремительно растет количество рекламно-информационных материалов о ТРИЗ.
В январе 1999 г. в Австрии проходит первый европейский ТРИЗконгресс. Вузы ряда европейских стран, США и Японии вводят курс теории решения изобретательских задач в свои программы обучения. Во Франции региональные правительства вслед за Эльзасом принимают региональные программы развития ТРИЗ.
В начале мая 2000 г. проходит II Международная конференция Института Альтшуллера. В конференции принимают участие представители 11 стран. Участвуют компании: «Boeing», «Kodak», «ColgatePalmolive», «Ford» и мн. др.
В 2001 – 2002 гг. прошли две международные конференции, организованные международной ассоциацией ETRIA. На второй присутствовало более 70 человек из стран Европы, Азии и Америки. Представители компаний, исследовательских центров и учебных заведений.
В настоящее время, как показывают конференции, проводимые в Америке и Европе, в мире ведутся многочисленные исследования и разработки по различным аспектам и модификациям ТРИЗ, накапливается опыт практического использования теории Г.С. Альтшуллера в различных областях человеческой деятельности, выходящих за рамки инженерных проблем.
Долгое время единственным инструментом решения творческих задач был «метод проб и ошибок» К наиболее известным модификациям этого метода относятся различные варианты «мозгового штурма», «синектика», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов» и др.
Суть всех этих методов – повышение интенсивности генерации идей и перебора вариантов. Но существует и противоречие – можно сэкономить время на генерацию идей, но затратить его еще больше на анализ полученных вариантов и выбор наилучшего.
По мнению Г.С. Альтшуллера, «метод проб и ошибок» характеризуется тем, что человек, решающий творческую задачу делает пробы либо по линии наименьшего сопротивления, либо «во все стороны», и тогда процесс решения зависит от множества случайных факторов.Даже при успешном решении не извлекаются уроки на будущее, за внешнюю простоту этого метода приходится платить потерями времени, бесконечными пробами и отсутствием гарантии нахождения правильного ответа. Еще в сороковых годах XX в. Г.С. Альтшуллер поставил задачу иначе: «Как без многочисленного перебора вариантов решения проблемы выходить сразу на сильные решения?»
Справиться с этой задачей позволяют три принципа, лежащие в основе ТРИЗ:
- Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Сильные решения – это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.
- Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий – скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов. Сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия.
- Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеет особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними – теми, на которых строится система, и внешними – той средой и ситуацией, в которых находится система.
Методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов приложения этих общих положений к решению конкретных проблем.
Современная Теория Решения Изобретательских Задач включает:
- механизмы планомерного преобразования размытой, проблемной ситуации в четкий образ будущего решения;
- механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений;
- обширный информационный фонд – концентрированный опыт решения проблем.
В настоящее время теория получила широкое распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Японии, Корее, Франции, Финляндии, Германии, и других странах. В Финляндии, Корее, Франции, США, Голландии, Бельгии, Англии, стремительно растет количество фирм, занимающихся ТРИЗ-консультациями и обучением.
Как сама теория, так и методология преподавания ТРИЗ непрерывно развиваются. Идеи и методы переносятся на нетехнические области: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, рекламу и Public Relations, решение коммерческих, социальных, социально-технических и педагогических задач, задач системы образования.
На основе анализа более тысячи биографий людей, повлиявших на развитие всего человечества появилась новая теории развития творческой личности – жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ).
Жизнь творческой личности можно представить в виде цепочки событий, ходов, шагов как в шахматной партии. Творческая личность играет против мешающих и противодействующих ей внешних обстоятельств.
Разработка по теме качеств творческой личности впервые была начата летом 1984 г. в ходе работы конференции по ТРИЗ, было выявлено 6 взаимосвязанных качеств:
- наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели (или системы целей);
- наличие программы (или пакета программ) достижения поставленной цели и контроля за выполнением этих программ;
- желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов;
- владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к цели;
- способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение «держать удар», верность цели;
- соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели.
Воспитание комплекса творческих качеств – главная цель жизненной стратегии творческой личности. Г.С. Альтшуллер на историко-биографических примерах убедительно доказал, что творческий образ жизни доступен каждому, для этого не нужны особые способности или сверх благоприятные жизненные обстоятельства, просто необходимо выбрать достойную цель и начать планомерную борьбу за ее достижение.
В конце 80-х гг. XX в. на основе ТРИЗ возникает ТРИЗ-педагогика, которая ставит своей целью развитие сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. ТРИЗ-педагогами накоплен большой фонд учебных изобретательских и исследовательских задач, рассчитанных на различные возрастные группы от дошкольников до студентов.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу