Три этапа в имитационной игре

Имитационные интерактивные игры проводятся, как правило, в три этапа: подготовительный, игровой и заключительный. На подготовительном этапе участники игры знакомятся с иг-ровыми материалами, проходят инструктаж, тестирование, уча-ствуют в игротехнических приемах «погружения» в игру и т.д.

Игровой этап состоит из отдельных периодов. Каждый период соответствует выбранному циклу управления (год, квартал, месяц, декада, сутки), В перерывах между игровыми периодами (например, когда проводятся расчеты на компьютере) для участников игры могут быть прочитаны лекции, проведены тренинги, семинары и т.п.

На заключительном этапе проводится межгрупповая дискуссия, во время которой каждая команда участников игры предлагает и защищает перед комиссией свой проект или вариант решения рас-сматриваемой в игре проблемы.

Познавательный эффект управленческих имитационных игр обусловлен комбинированным использованием трех методов:

■ аналитического, т экспертного, ш экспериментального. С помощью аналитического метода конструируется игра. В про-цессе такого конструирования собирается, обрабатывается и ана-лизируется большой фактический материал, выделяются важные элементы и связи, формулируются гипотезы и теоретические поло-жения по поводу изучаемых явлений, создается блок-структура игры (ее сценарий).

Участие профессионалов-практиков в имитационной игре ак-тивизирует их экспертный потенциал: наблюдая изучаемую систе-му «изнутри», игроки и эксперты не только анализируют результа-ты деятельности участников игры, но и переоценивают свой прошлый опыт и знания. Экспериментальный характер игрового метода определяется тем, что каждое проведение игры можно рассматривать как лабораторный эксперимент с изучаемой системой, моделью.

Сжатый масш-таб времени и пространства позволяет многократно воссоздавать динамику функционирования организации. Имитационные игры могут применяться для решения различ-ных задач: ? обучения и развития, ? принятия хозяйственных решений, ? организационного проектирования, ? исследования, ? творчества.

Как средство обучения руководителей и специалистов имита-ционные игры обладают тем достоинством, что: повышают мотивацию обучаемых, предоставляют возможность применить полученные знания для решения производственных задач, развивают конкретные практические умения.

Применение игр для принятия производственных решений пред-полагает включение их в виде модуля в действующую систему управления, регулярное проведение имитационных игровых моделей позволяет делать прогнозы, вырабатывать стратегию, тактику, конкретные мероприятия по развитию производства, отрабатывать организационные структуры или механизмы хозяйствования.

Применение игр в организационном проектировании позволяет делать игровые модели по материалам проектов систем управления (система диспетчирования; вывод предприятия из «тупика», стагнации; проекты стратегического управления предприятием, инновационные преобразования и пр.).

В ходе таких игр проверяются и уточняются принятые проектные решения (периодичность составления планов или выполнения учета, маршруты движения документов, распределение прав и обязанностей в новых условиях, вариант системы стимулирования, мотивации персонала и др.).

Имитационные игры, используемые в исследовательских целях, служат для получения новой информации, для организации работы междисциплинарного коллектива, для проверки гипотез и тео-ретических положений. Для каждой игровой имитации составляется программа, в ко-торой определяются решаемые задачи.

Анализ таких программ свидетельствует, что обучаемые в ходе игры получают информацию с возможными вариантами решения этих задач (источника-ми информации являются наблюдения за поведением игроков, результаты анкетного опроса, предложения, высказываемые игроками на пленарной дискуссии). Эта информация обрабатывается и анализируется организаторами игры. Результаты анализа фиксируются в отчете по итогам игры.

Такова общая схема получения решений по изучаемым в игре проблемам. Управленческие имитационные игры предусматривают следующие цели: • развитие управленческих навыков, • активное усвоение концепций и методов управления, • привитие навыков в применении этих концепций и методов на практике, • получение комплексного представления о типичном объекте уп равления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)