Принципы учебной деятельности
Необходимо сразу же предупредить читателя, что речь здесь пойдет не об общеизвестных дидактических принципах (как следует учить), а о принципах именно учебной деятельности — деятельности обучающегося — воспитанника, учащегося, студента, слушателя и т.д.
Естественно, изложенные нами в главе 3 общие принципы человеческой деятельности распространяются и на учебную деятельность. В то же время учебная деятельность характеризуется своими специфическими принципами.
Напомним, что, рассматривая принципы научной деятельности (принципы научного познания), сложившиеся исторически и общепризнанные, мы нашли им объяснение через систему отношений нового научного знания, получаемого исследователем
1) с объективной реальностью (принцип детерминизма),
2) с прежней предшествующей системой научного знания (принцип соответствия) и
3) с самим субъектом — исследователем (принцип дополнительности). Такой подход представляется правомерным и продуктивным, попробуем распространить его и на принципы учебной деятельности.
Результатом учебной деятельности в каждый момент является в общем виде приобретаемый новый опыт. Новый опыт может классифицироваться по-разному.
Наибольшее распространение в педагогической литературе получила концепция М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и В.В. Краевского, в которой новый опыт обучающегося состоит из четырех основных структурных компонентов: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления (умений и навыков); опыта творческой деятельности, фиксированной в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений.
Могут быть и другие подходы — это в данном случае для нас несущественно. Существенно одно — результатом учебной деятельности обучающегося является новый опыт.
Возникает система отношений:
— новый опыт — объективная реальность;
— новый опыт — педагог;
— новый опыт — предшествующий опыт обучающегося;
— новый опыт — сам обучающийся.
Таким образом, выстраиваются четыре принципа учебной деятельности.
- Обучение основам методологии
- Сравнительный анализ организации различных видов деятельности
- Организация процесса игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Методы игровой деятельности
- Формы игровой деятельности
- Принципы игровой деятельности
- Особенности игровой деятельности
- Введение в методологию игровой деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу