Наука как социальный институт

Это достаточно большая отрасль народного хозяйства.  Так, в бывшем СССР в сфере науки и научного обслуживания было занято около двух с половиной миллионов человек, страна занимала первое место в мире по числу научных работников.

В систему научных  учреждений входят сотни институтов Российской академии наук,  а также научные институты и центры  Российской академии образования,  Российской академии медицинских наук, академии сельскохозяйственных наук, свыше полутора тысяч отраслевых научно-исследовательских институтов.

В научно-исследовательских институтах и центрах работают от нескольких десятков научных сотрудников до нескольких тысяч в крупных НИИ, а в некоторых оборонных НИИ ранее работало до нескольких десятков тысяч человек.

Основными структурными подразделениями в научных институтах и центрах являются (по степени убывания численности сотрудников): отделы, лаборатории, секторы, группы.

К научным  учреждениям  относятся  также многочисленные технологические и проектные институты,  конструкторские бюро, научные библиотеки, музеи и заповедники, зоопарки и ботанические  сады.

В последнее время широкое  распространение стали получать так называемые научно-технологические парки —  это  объединения небольших  хозрасчетных  научно-прикладных фирм, которые проводят исследования при крупных университетах,  вузах или крупных промышленных предприятиях и свои результаты внедряют в производство посредством продажи новых технологий.

Значительная часть научного потенциала в любой стране всегда была сосредоточена в высших учебных заведениях.

Это объясняется, с одной стороны,  тем,  что для обеспечения высокого уровня преподавания в высшей  школе  необходимы высококвалифицированные научно-педагогические кадры.

С другой стороны, это позволяет привлекать научную молодежь со студенческой поры к научным исследованиям.

В высших учебных заведениях —— университетах, академиях и институтах работают в  зависимости от численности студентов ВУЗа от нескольких сот до нескольких тысяч человек профессорско-преподавательского состава.

Основным педагогическим и одновременно научным структурным подразделением ВУЗа является кафедра.

Кроме того, научная работа ведется также в отраслевых институтах (академиях, университетах) повышения квалификации, например в институтах, академиях повышения квалификации работников образования, которые имеются во всех регионах Российской Федерации.

Никакая научная работа невозможна без соответствующей инфраструктуры.  Это  так называемые органы и организации научного обслуживания: научные издательства, научные журналы, научное приборостроение, и т.д., — которые являются как бы подотраслями науки как социального института.

Наука как социальный институт может функционировать лишь при  наличии специально подготовленных квалифицированных научных кадров. Подготовка научных (научно-педагогических)  кадров  осуществляется  через  аспирантуру  или  соискательство на уровне  ученой степени кандидата наук.

Из числа кандидатов наук через докторантуру или со-искательство готовятся научные (научно-педагогические) кадры высшей квалификации — на уровне ученой степени  доктора наук.

Наряду с учеными степенями преподавателям высших учебных заведений, институтов повышения квалификации  присваиваются ученые звания  как ступени их педагогической квалификации: доцента (в основном из числа кандидатов наук наличии  стажа  преподавательской  работы в вузе и опубликованных научных трудов) и  профессора (в основном из числа докторов наук  при  наличии крупных научных работ — учебников,  монографий и т.д.).

В настоящее время многие средние учебные заведения приглашают  научно-педагогические  кадры из  вузов или научных организаций.

Эта тенденция чрезвычайно перспективна, так же,  как и подготовка научно-педагогических кадров из числа руководителей и педагогов самых учебных заведений.

Тот факт, что в общеобразовательных школах, гимназиях, в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования работает все больше кандидатов и докторов наук, говорит о том, что и эти учебные заведения будут все больше вовлекаться в научно-исследовательскую деятельность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)