Методы активизации учебного процесса

Существует большое количество интерактивных технологий, активизирующих учебный процесс, цель которых – развитие практических умений и навыков. Эти технологии могут носить самостоятельный характер или быть частью традиционных технологий обучения, а также деловых игр и тренингов.

При активном обучении (action learning) используются разные технологии:

  • например, участники раз в неделю встречаются в учебном центре небольшими группами для работы над проектом, затем сравнивают результаты и обсуждают новые проекты;
  • или в процессе переподготовки и повышения квалификации слушатели анализируют разнообразные по жанру и целевому предназначению ситуации;
  • или на том или ином тренинге разыгрывают ситуации в ролях, отслеживают видеозаписи.

С одной стороны, активное обучение дает руководителям и специалистам реальный опыт работы с фактическими проблемами и помогает приобрести навыки проблемного анализа и планирования. С другой стороны, обучаемый чаще всего анализирует стандартные, часто встречаемые, но посторонние проблемы, так как обучение происходит в смешанной группе и на материалах, имеющихся у преподавателя.

Это снижает эффективность анализа, так как конкретные сведения об организации и самой ситуации зачастую отсутствуют. Кроме того, обсуждение довольно-таки долго ведется внутри команды, что не способствует квалифицированному разбору проблемы и зачастую приводит участников к конфликту мнений.

В то же время именно работа в группе по анализу ситуации позволяет обучаемым видеть разнообразные возможности и подходы к решению проблем и адаптироваться к разным типам людей, участвующих в принятии решений. К методам, активизирующим учебный процесс, относятся: метод ситуационного анализа, метод ролевых игр, метод разбора деловой корреспонденции,различные виды тренингов и игровое проектирование.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)