Личностно-ориентированный подход в педагогике

Общенаучным подходом, позволяющим анализировать и реализовывать образовательные модели, основанные на ценности «личностный рост»-, является экзистенциально-гуманистический подход, который конкретизируется на уровне педагогики в личностно ориентированном подходе.

Его основные положения раскрываются в работах Щ.А Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, М.В. Кларина, В.А Петровского, И.С. Якиманской и др. Для системы образования наиболее важны следующие положения этого подхода:

Переосмысление традиционного понимания образования которое понимается как особая реальность становления человека, обретения им себя, своего образа.

Акцентировка следующих характеристик образованности: индивидуального восприятия мира, способности к его творческому преобразованию, использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов и явлений социальной и материальной действительности.

Глубинные основания дифференциации субъектного отношения к окружающему миру лежат в личностно значимых ценностях. Ценностное отношение к миру – специфическая черта человеческого сознания, родовое свойство человека.

Интересно
Направленность содержания образования на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, среди которых важное место занимает личностное развитие, самоактуализация, самореализация. Личностно ориентированный вариант образования делает ставку на самоактуализацию личности, на личностно значимое учение и персонализированное знание.

Функции образования – человекообразующие функции.

В.И. Слободчиков и Ю.В. Громыко, характеризуя системообразующие принципы развития образования в XXI веке, раскрывают принципы фундаментализации и открытости образования, опережающего образования, полноты и вариативности, которые конкретизируют личностно ориентированный подход в педагогике.

Принцип полноты образования, полагая в качестве нормы единство общего, специального и дополнительного образования во всех формах организации, позволяет обеспечить построение культуро- и природосообразной образовательной среды, ее насыщенность ресурсами личностного развития каждого из участников образования.

Принцип вариативности как единства многообразия образования позволяет каждому человеку выбрать и выработать собственную образовательную траекторию, становиться действительным субъектом своего образования и саморазвития.

В.А. Петровский выделяет некоторые принципы личностно ориентированного обучения:

  • Принцип вариативности, предполагающий использование в процессе обучения не однотипных, а разнообразных моделей обучения в зависимости от особенностей индивидуального опыта детей.
  • Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия, понимаемый как необходимость использовать такие технологии обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира.
  • Принцип приоритетного старта, предполагающий вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им приятнее и предпочтительнее.

Разработка теории личностно ориентированного образования неразрывно связана с идеей его гуманизации. Гуманизация образования предполагает создание условий для непрерывного общекультурного, познавательного, социально-нравственного и профессионального развития личности с учетом социальных и личностных запросов.

И.С. Якиманская в своем исследовании опирается на следующие позиции, характеризующие личностно ориентированное обучение:

  1. Должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, на основе выявления его индивидуальных особенностей.
  2. Образовательный процесс представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, задатки, интересы, ценностные ориентации, субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности.
  3. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.
  4. Критериальная база личностно ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявления).
  5. Образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, является средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью образования. Обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам.

Н.И. Запрудский представил особенности личностно ориентированного урока в сравнении с традиционным, выделяя в качестве критериев сравнения цели урока, его содержание, методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности, методы и формы контроля (табл.3.1).

Личностно-ориентированный подход в педагогике

Личностно-ориентированный подход в педагогике

К личностно ориентированным технологиям обучения возможно отнести технологию французских педагогических мастерских, проектное обучение, интерактивное обучение, технологию обучения в школе С. Френе, коллективной мыследеятельности, обучения как учебного исследования, технологию развития критического мышления через чтение и письмо и др.

Личностно ориентированный подход не снижает, а еще более подчеркивает значимость развития познавательной сферы ребенка, освоение окружающего мира предполагает развитие как интеллектуальных умений, так и воображения, ощущений, восприятий, памяти и др.

Личностно ориентированный подход в обучении направлен на становление позиции ребенка как субъекта учения, а не объекта педагогических воздействий.

Субъектная позиция проявляется в том, что ребенок не только усваивает содержание учебного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует свою познавательную деятельность. Такая позиция лежит в основе умения учиться и дает ученику внутреннюю независимость от любых неблагоприятных воздействий процесса обучения.

Е.Д. Божович выделила такие критерии учебной работы школьника, как субъекта учения:

  1. Владение не только знаниями, но и метазнаниями, т.е. знаниями о знаниях – приемах и средствах усвоения учебного материала, «открытия нового знания»-, переработки информации данной в разных знаковых формах. Показателями, соответствующими данному критерию выступают следующие умения учащегося:
    1. Анализировать структуру и содержание текстов любого вида (научных, учебных, художественных и др.), преобразовывать в разных целях заданный текст.
    2. Сопоставлять наглядные и вербальные формы предъявления учебного материала, выбирать оптимальную форму для собственного ответа.
    3. Ориентироваться в структуре учебного задания, связях его компонентов: инструкции, образцов, требуемого результата и т.д.
    4. Составлять собственные оригинальные задания или новые типы учебных задач.
  2. Самостоятельно выработанные учеником способы учебной работы, в которых представлены усвоенные в обучении приемы работы с материалом и результаты накопления ребенком собственного опыта. Показателями, по которым анализируются и оцениваются способы учебной работы являются:
    1. Преобладающая ориентация детей на отдельные признаки изучаемых явлений или системы признаков того или иного предмета (языковой реальности, исторического процесса, физического мира и т.д.).
    2. Адекватность задаче и гибкость, динамичность операционально-исполнительного компонента при работе с учебным материалом.
    3. Мотивационная готовность к открытию новых систем действий и операций в ходе обучения.
    4. Контрольное и оценочное отношение детей к процессу своей работы над материалом, прогнозирование результатов своей работы.
    5. Потребность и умение ребенка контролировать соответствие используемых им средств для решения стоящей перед ним задачи, выбор необходимых для этого правил, формул, приемов-предписаний, образцов и т.п.
  3. Умение ребенка строить целостный образ изучаемого объекта и выражать (передавать) его содержание другим в разных знаковых формах.
    1. Единство (взаимосвязь) существенных признаков объекта, обеспечивающее целостность образа.
    2. Наличие в образе субъективного содержания, в котором как бы зафиксирован эмоциональный опыт ученика.
    3. Владение разными средствами, позволяющими выразить содержание образа не только в условиях самостоятельного выполнения задания, но и в коммуникативной ситуации работы с одноклассниками.
  4. Личностно-смысловое отношение детей к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности.
    1. Непосредственный интерес/безразличие к предмету в целом.
    2. Оценка ребенком социальной значимости этого предмета.
    3. Оценка учеником роли учебной дисциплины в его планах на будущее.
    4. Эмоциональный комфорт/дискомфорт при предъявлении нового, нестандартного задания или вида работы, при возникновении сомнений, трудностей и т.д.
    5. Наличие/отсутствие «ошибкобоязни» в условиях выражения собственного мнения, точки зрения, возникшего сомнения.
    6. Потребность в преодолении привычных шаблонов репродуктивного воспроизведения материала.
    7. Потребность в использовании и преобразовании своего опыта познавательной деятельности: способов учебной работы; знаний, накопленных в ходе обучения и вне его; расширение области совместной учебной работы (с учителем и сверстниками).

Ценностными приоритетами гуманистически ориентированного учителя выступают следующие постулаты (Т. С. Панина, Л.Н. Вавилова): личность обучающегося важнее любых образовательных стандартов и программ; общечеловеческие ценности важнее содержания и технологии обучения; позитив важнее негатива; процесс важнее содержания; качество важнее количества; «здесь и теперь» важнее «там и тогда».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)