Комплексная программа формирования положительного отношения осужденных к труду и трудоустройству

На практике формирование положительного отношения осужденных к труду целесообразно осуществлять в комплексе с формированием других важных паттернов, способствующих конструктивному переживанию отбывания срока наказания и последующей успешной ресоциализации.

Это – такие, рассмотренные выше паттерны, как позитивное отношение к трудоустройству в исправительном учреждении; непосредственное трудоустройство в исправительном учреждении и выполнение определенной профессиональной деятельности; повышение эффективности данной деятельности. Для реализации такого комплексного подхода была разработана, внедрена и апробирована «Комплексная программа формирования положительного отношения осужденных к труду и трудоустройству в исправительном учреждении».

Оперативными целями данной Программы являлись:

  • улучшение отношения осужденного к труду непосредственно в исправительном учреждении;
  • формирование у осужденного желания трудоустроиться в исправительном учреждении;
  • в случае наличия такого трудоустройства – повышение эффективности профессиональной деятельности, выполняемой в исправительном учреждении.

Стратегическими (перспективными) целями Программы являлись: улучшение отношения к труду (в целом); успешная ресоциализация осужденного после освобождения из исправительного учреждения, предусматривающая, в частности, трудоустройство (в идеале – официальное) для выполнения определенной профессиональной деятельности.

Реализация Программы на практике требует предварительной организации, связанной: с выделением помещения, необходимого технического оснащения; с согласованием графиков выхода на работу для трудоустроенных осужденных, подбором специалистов для проведения лекций, диагностики, тренингов и других форм занятий; с предварительным изучением личных дел осужденных, сбором и систематизацией необходимой общей и диагностической информации.

Программа подразумевает организацию и проведение с осужденными, находящимися в исправительном учреждении, ряда специальных психологических занятий, направленных на достижение указанных выше целей.

Для проведения тренинговой и консультационной работы мы опирались на принципы, методы и методики данных форм работы, представленные в научной литературе и обобщениях практического опыта работы с осужденными. Структура Программы предусматривает ряд модулей, представленных в табл. 5.

Комплексная программа формирования положительного отношения осужденных к труду и трудоустройству

Модуль 1 «Вводный» включает различные занятия, направленные:

  • на ознакомление с целями и задачами Программы, обоснование ее необходимости и целесообразности;
  • на раскрытие правовых, экономических, социальных, психологических вопросов, связанных с трудовой деятельностью осужденных в исправительном учреждении и после освобождения, общей ресоциализацией осужденных, рисками рецидивов и др.;
  • на начальную диагностику индивидуальных психологических особенностей осужденных, включая специфику их отношения к труду и трудоустройству в исправительном учреждении;
  • на формирование тренинговых групп.

Данный модуль включает следующие формы занятий:

  • вводные лекции;
  • видеоролики, мультимедийные презентации, фрагменты кинофильмов, соответствующие указанной тематике, с последующим дискуссионным обсуждением увиденного в группе и/или с помощью ведущего;
  • проведение начальной психодиагностики;
  • формирование тренинговых групп и начало работы в них, направленное на общее ознакомление с целями, задачами и содержанием тренинговой работы в рамках данной программы, знакомство участников группы, установление групповых правил, создание конструктивной атмосферы взаимодействия и взаимного доверия, диагностику и профилактику возможных трудностей в процессе тренинговых занятий;
  • парные и групповые дискуссии;
  • групповые психотерапевтические беседы (с использованием методов релаксации, внушения, убеждения), направленные на снятие психологических барьеров и эмоционального напряжения, осознание участниками важности и необходимости проводимых мероприятий, формирования психологической готовности к совместной работе и проявлению активности.

При этом как у данного, так и других занятий, приводимых в качестве примеров, итоговые цели совпадают со стратегическими и оперативными целями Программы в целом. При этом частные, конкретные цели каждого занятия, естественно, различаются.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)