Дух коммерции

Живший в Англии в 1726-1729 годах Вольтер был поражен Лондонской биржей, на которой «еврей, магометанин и христианин работают друг с другом, как если бы они принадлежали к одной религии и провозглашали неверным лишь того, кто обанкротился… Пресвитерианец доверяет слову анабаптиста, а англиканин — слову квакера»; и «покинув это мирное и свободное собрание, одни направляются в синагогу… другие в церкви… прочие стремятся выпить… и все счастливы». Возможно, он наблюдал «цивилизующий эффект рынка», который Wall StreetJournal превозносила, ссылаясь на наши эксперименты.

Понимание того, почему в более рыночных обществах люди в нашем исследовании были более щедрыми в ходе игры и были более готовы отвергнуть низкие предложения, требует ответов на два вопроса.

Во-первых, во многих изученных нами обществах взаимодействия с незнакомцами часто сопряжены с опасностью. Это не так в тех местах, где совершаются более-менее регулярные рыночные обмены, поскольку встреча с некоторыми незнакомцами на рынке открывает возможности для получения взаимной выгоды.

Во-вторых, наши испытуемые иг­рали анонимно, что могло склонить их играть так, как было бы допустимо вести себя с незнакомцами.

Разумное объяснение более щедрого и справедливого поведения в ходе эксперимента у групп из более ориентированных на рынок обществ заключается в том, что люди учатся в ходе рыночных взаимодей­ствий тому, что сделки с незнакомцами часто бывают выгодны. Вероятно, торговцы на Лондонской бирже, которые так впечатлили Вольтера, научились чему-то подобному.

Это возможное объяснение для гражданских добродетелей, которые демонстрируют рыночные общества, предполагает, что в гипотезе духа коммерции Вольтера и Монтескье есть здравое зерно. Адаму Смиту лучше других удалось описать причинно-следственный механизм, объясняющий, почему рынки поддерживают устойчивую гражданскую культуру. Он сравнил честность купца с бесчестностью посла:

«Когда человек заключает по двадцать контрактов в день, он не может выиграть слишком много от обмана своего ближнего, поскольку самая видимость обмана приведет к потерям. Когда люди редко имеют дело друг с другом, оказывается, что они склонны к обману, потому что благодаря хитроумному трюку они могут выиграть больше, чем потерять в репутации».

Смит описал репутационный вариант большого класса теоретико-игровых моделей: в тех случаях, когда контракты неполны, а обещания неосуществимы, частые повторяющиеся взаимодействия со знакомыми позволяют отомстить за оппортунистическое поведение.

Возможность наказания создает стимулы, которые принуждают эгоистичных индивидов следовать нормам, таким как честность и добросовестность, в отношениях со своими партнерами, что приводит к заключению сделок, которые иначе были бы поставлены под угрозу возможностью обмана.

Если Смит был прав, то рынки с ограниченным числом людей, где обмены происходят на повторяю­щейся основе на протяжении долгого периода времени, могут приводить к честным сделкам. И точно так же, как Кон показал, что уроки о власти и независимости, усвоенные на работе, распространяются на воспитание детей и прочие сферы жизни, так и социальные нормы, связанные с рынком, могут получать более широкое распространение.

Возможно, это объясняет, почему, когда антрополог предложил людям сыграть в странную игру на реальные деньги, представителей более рыночных обществ больше беспокоили соображения честности и почему они были более щедрыми к своим партнерам, по сравнению с представителями других групп.

Интересно
Аргумент Смита о том, что повторяющиеся взаимодействия множества знакомых друг с другом людей могут приводить к честным сделкам, вполне разумен. Но он не объясняет, почему рынки предлагают более благоприятный контекст для этого, чем такие институты, как семьи, государства или команды людей, которые регулярно работают вместе. Во всех этих ситуациях число людей, с которым человек взаимодействует, гораздо меньше, чем на рынке, а повторяемость взаимодействия намного выше. Так что рассуждения Смита применимы в еще большей степени к ситуациям вне рынка.

Я вернусь к примеру Смита о честном купце в следующей главе. Пока позволю себе отметить, что я не считаю, что гипотеза Смита о духе коммерции (или какой-то другой ее вариант) удовлетворительно описывает тот факт, что среди населения многих рыночно-ориентированных обществ так много людей с гражданственными ценностями. Напротив, я думаю, что все дело в нерыночных сторонах либеральных социальных порядков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)