Черты вальдорфских школ

Свобода и самоуправление. Преподавание и воспитание были поставлены на такой фундамент, который позволял учителю действовать не на основе инструкций, а на основе понимания сущности подрастающего ребенка с полной ответственностью и инициативой.

Интересно
Учителю была дана возможность творчески реализовать себя, важнейшим в вальдорфской педагогике был принцип творческой автономии педагога. Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются педагогическим советом.

Пост директора школы отсутствует. Общие вопросы организации учебно-воспитательного процесса решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.

Были созданы различные коллегиальные органы школьного самоуправления: еженедельные конференции, школьное объединение, совет родителей и учителей и др.

Тесное сотрудничество учителей и родителей. Ориентация на потребности каждого конкретного ребенка, на особенности индивидуального развития может осуществляться только в непосредственной встрече педагогов, родителей и детей.

Преподавание искусств и ремесел. Методические подходы Р. Штайнер разработал, исходя из представлений Гёте о метаморфозе. Развитие человека рассматривается как цепь ступенчатых преобразований, протекающих в значительной мере под влиянием биогенетического закона.

Его действие преодолевается на ступени всестороннего развития, и человек достигает подлинной духовной свободы; создание полноценных предпосылок для такой свободы – главная цель вальдорфской педагогики.

Циклы метаморфоз, по Штайнеру, делят развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для различных сфер: телесности, мышления, чувств и воли. Перед педагогом ставится задача точно прослеживать эти метаморфозы, создавать благоприятные условия для их протекания.

В развитии ребенка выделяется три возрастных периода:

  • от рождения до семи лет (воспитание воли);
  • от 7 до 14 лет (формирование чувств); 3) от 14 до 21 (развитие мышления).

Вальдорфская педагогика исключает прямые воздействия на волю ребенка. Общим принципом косвенного влияния педагога выступает идея первоначального художественного развития, затем – интеллектуального.

Поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к профессиональной художественной деятельности.

Искусство рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.

В учебный план включены такие предметы, как живопись, музыка, пластика, эвритмия, рукоделие (для мальчиков в том числе), работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство. Через многообразную практическую деятельность развивается воля ребенка.

Роль классного учителя в школе. Главное действующее лицо в вальдорфской педагогике – классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей учебно-воспитательной работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения. Наполняемость класса в вальдорфской школе около 30 человек.

Классный учитель разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы; создает и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой и родителями.

Учитель не работает по жесткому плану: необходимый план должен быть «прочитан» непосредственно в каждом ученике. В круг его обязанностей входят забота об интеллектуальном и духовном становлении личности каждого ученика, установление прочных и дружественных отношений с родителями.

Классный учитель несет ответственность за результаты своей педагогической деятельности и является гарантом целостности педагогического процесса, он в сотрудничестве с коллегами и родителями «выстраивает» весь учебный процесс и обладает достаточной степенью педагогической свободы. Для ребенка младшей и средней школы учитель важнее предмета.

«В школе, где важна не успеваемость и ее проверки, а широкое развитие творческих способностей, компетентности в деле и чувство социальной ответственности, отдельный учитель должен стать образцом этих качеств; он должен научиться пробуждать своим преподаванием соответствующие духовно-душевные процессы развития ребенка, способствовать этим процессам, уметь корректировать их» (Р. Штайнер).

Организация учебного процесса. Обучение делится на 3 ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Основные предметы изучаются в утренние часы.

Первые два урока (в течение 5-6 недель) посвящаются какому – либо одному предмету, таким образом достигается погружение в него, дается возможность учителю для органического, последовательного развития материала. Предметы преподаются «эпохами», чем достигается интеграция знаний о природе, обществе и человеке.

Учебники в общепринятом смысле не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам».

Оценка учебных достижений. Не использовалась балльная система оценок, которая представлялась как унижение достоинства и искушение ложного тщеславия.

Вместо оценок были приняты свидетельства – характеристики, которые подробно описывали успехи, особые способности, прилежание, слабости и перспективы. Школа перестает быть местом селекции учеников на хороших и плохих, каждый может свободно развиваться в соответствии со своими возможностями и склонностями.

Общим для педагогов является критическое отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одаренных. Сдаются итоговые экзамены после 8-го класса и выпускные (в присутствии государственного школьного инспектора).

Возрождение традиции устного рассказа. Материалом для устного рассказа учителя служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды, мифология народов мира, биографии выдающихся исторических деятелей и др.).

Рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время урока. Урок начинается с пения гимна, песен, декламации и у детей создается соответствующий эмоциональный настрой на работу. В учебный процесс органично включаются театральные постановки сюжетов мифов, легенд, рассказов.

Тесная интеграция врача в жизнь школы, он участвует в педагогических советах, еженедельных конференциях, а также преподает.

Швейцарские педагоги Д. Фляйшман и К. Шерер сформулировали восемь тезисов о педагогике Р. Штайнера:

Человек – неделим. Школы педагогики Р. Штайнера серьезно работают с требованием Песталоцци, согласно которому принимаются во внимание «Голова, Рука и Сердце» в воспитании и обучении, так как Человек – это Тело, Душа и Дух.

Интересно
Дети – мера всему. Мы не должны слишком рано нагружать наших детей буквами, материалистическими образами, телевидением с реалистическими объяснениями чудес этого мира.

Мы должны дать детям как можно больше времени оставаться детьми, взрослыми же они будут достаточно долго. Ведь детство – это время, когда силы фантазии растут и развиваются в способность к вдохновению.

Учитель остается авторитетом. Авторитет не имеет ничего общего с авторитарностью, настоящий авторитет всегда основывается на отношениях доверия между учителем и учениками.

Воспитание ценностей. Современный швейцарский педагог Хартмут Хентинг отмечает, что школа выпускает знающую молодежь, однако бедную опытом, полную ожиданий, но лишенную ориентации, при этом часто несамостоятельную – и пугающе большое число молодых людей без какого-либо воспитания к жизни в обществе, отчужденных и грубых до варварства.

В школах Р. Штайнера сделана попытка понять воспитание как образование в самом широком смысле (становление образа человеческого). Дети становятся восприимчивыми к моральным ценностям, хотя посещение уроков религии осуществляется факультативно.

Воспитание самостоятельности. Цюрихский университет опубликовал данные социологического исследования по изучению требований экономики к современной школе: предприятия ожидают, что школы будут способствовать развитию собственной инициативы специалистов (74% опрошенных), способности к быстрому реагированию (63% опрошенных) и волевому напряжению (60% опрошенных).

Так происходит потому, что во все возрастающем количестве специализаций работа становится преимущественно коллективной, для ее успешного осуществления необходимы такие качества, как готовность к работе с разным планом действия, коммуникативные качества и обогащение знаний по специальности, в высокой степени ответственное сознание и самостоятельность. Школы Р. Штайнера добиваются этих ключевых компетенций.

Современная школа для всех. Свободная, открытая школа для детей всех социальных слоев. За школу берут ответственность и учителя, и родители. Эта школа не оставляет родителей в педагогической пассивности, но включает их в ответственность за каждого ребенка, а также за школу в целом.

Родители здесь – частые и желанные гости, однако они свободно определяют меру своего участия в школьной жизни. Как действительно функционирующее образовательное учреждение она контролируется государством, но независима от влияний государственных учреждений и институтов.

Отказ от селекции. Каждый ребенок неповторим, так же как неповторим каждый взрослый. Тот, кто всерьез задумается над этим тезисом, перестанет сравнивать детей друг с другом и делить их на группы.

Каждый ребенок имеет свой собственный жизненный ритм. Каждый ребенок приносит с собой свои индивидуальные способности и качества.

В школе Р. Штайнера они все в равной степени важны.

Вальдорфская педагогика Р. Штайнера имеет вполне реальные перспективы в современном мире. В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики», Московская свободная вальдорфская школа в Финляндии в 90-е гг. XX в. было принято решение, легализовавшее вальдорфские школы и уровнявшее их в правах с государственными школами и другими реформ-педагогическими школами (М. Монтессори, С. Френе).

В скандинавских странах, где традиционно поддерживается высокое качество обучения, реализуются принципы Р. Штайнера: осуществляется поздняя дифференциация детей по учебным достижениям (нет отметок до 7 класса в Дании; в Швеции и Норвегии учащиеся обучаются 8 лет в одном классе и с одним учителем).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)